+7 812 448-68-89

Международное сотрудничество в сфере особых экономических зон. Примеры успешных ОЭЗ за рубежом

Международное сотрудничество в сфере особых экономических зон. Примеры успешных ОЭЗ за рубежом
Екатерина Евдокимова Екатерина Евдокимова Соучредитель и управляющий партнер первой в России частной ОЭЗ «Ступино КВАДРАТ»

Фото: Freepik

Идея свободной торговли уходит корнями в глубину веков, однако формирование свободных экономических зон (СЭЗ) как практического инструмента началось лишь в XIX веке — именно тогда ведущие мировые державы стали активно участвовать в глобальной экономике. О самых успешных подобных форматах в мире рассказывает Екатерина Евдокимова, соучредитель и управляющий партнер первой в России частной ОЭЗ «Ступино КВАДРАТ».

Существенный толчок к распространению СЭЗ дала Киотская конвенция 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», в которой такие зоны были официально определены как внешнеторговые территории, находящиеся вне юрисдикции национального таможенного пространства. Это юридическое признание стимулировало быстрый рост числа СЭЗ: если в 1986 году насчитывалось около 176 подобных зон, то сегодня их количество превышает 5000.

В развитых странах СЭЗ стали инструментом углубления внешнеэкономических связей, поддержки регионального развития, усиления торговли и стимулирования предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.

В свою очередь, государства с развивающейся экономикой использовали СЭЗ преимущественно как средство привлечения иностранных инвестиций и технологий, стремясь модернизировать промышленный сектор и компенсировать нехватку внутренних ресурсов.

Продолжением развития института ОЭЗ стало создание в 1999 году некоммерческой неправительственной организации при Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (организация UNIDO) — FEMOZA.

FEMOZA представляет интересы Свободных зон, Экспортно-перерабатывающих комплексов и Особых экономических зон по всему миру и является сегодня главным учреждением, которое стремится к наращиванию потенциала экономических зон, к укреплению глобального партнерства и обмену знаниями для содействия устойчивому развитию промышленных парков и их продвижению по всему миру. Сегодня можно с уверенностью сказать, что институт ОЭЗ показал свою эффективность.

Что же привлекает инвесторов на эти территории?

  1. В первую очередь — налоговые и таможенные льготы. В разных странах они могут отличаться. Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) в России пользуются существенными налоговыми преференциями, выгодно отличающими их положение от остальной территории страны.

Налог на прибыль для компаний в ОЭЗ составляет всего 2% в течение первых пяти лет, далее — 7% с шестого по десятый год, и 15,5% после десятилетнего срока. Для сравнения, на остальной территории России действует ставка в 25%.

Налог на имущество в ОЭЗ обнуляется на десять лет с момента постановки объекта на учет, тогда как вне зон его ставка может достигать 2,2%.

Земельный налог также отменяется на пять лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ. В других регионах он может достигать 1,5%.

Транспортный налог для резидентов ОЭЗ составляет 0% на протяжении пяти лет с даты регистрации транспортного средства, тогда как в остальных частях страны он может достигать 15%.

Многие Управляющие компании ОЭЗ «ведут» инвестора от начала создания проекта и до его реализации. Включая общение с региональной властью и налоговой службой. Каждый бизнес уникален и есть хорошая практика, когда при регистрации инвестор «прикрепляется» к одному налоговому инспектору, который на всём пути консультирует и помогает во всех налоговых вопросах.

  1. Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) имеют право на создание собственной зоны таможенного контроля, что открывает перед ними ряд значительных преимуществ и возможностей для оптимизации бизнеса.

Прежде всего, это позволяет ввозить оборудование и производственные линии без уплаты НДС и таможенных пошлин, что снижает стартовые затраты и облегчает запуск производств.

Также инвесторы имеют отсрочку по уплате таможенных пошлин и НДС на импортируемое сырье — здесь  можно платить не сразу, а пропорционально при отгрузке готовой продукции. Что высвобождает оборотные средства и дает бизнесу больше ресурсов для масштабирования и технологического роста.

При строительстве объектов резиденты могут закупать импортные строительные материалы без уплаты пошлин и НДС, существенно сокращая затраты на возведение инфраструктуры.

Кроме того, наличие собственной зоны таможенного контроля даёт возможность избежать задержек на внешних постах, ускоряя процессы оформления и позволяя выстраивать гибкую и эффективную логистику, адаптированную под нужды конкретного предприятия.

  1. Главный вопрос для инвестора сегодня - где взять деньги на реализацию инвестиционного проекта? Управляющие компании ОЭЗ помогают решать эти вопросы, являясь экспертами в вопросе различных государственных программ получения субсидий и грантов.

Сейчас очень востребованы такие субсидии, как компенсация затрат на создание инженерной инфраструктуры и приобретение оборудования.

  1. Инфраструктурная поддержка: многие ОЭЗ предоставляют земельные участки с готовыми инженерными коммуникациями. Также, в местах расположения парков создается транспортная, коммуникационная и логистическая инфраструктура за счет бюджета.
  2. Доступ к мировым рынкам с минимальными рисками и затратами. Инвесторы могут использовать базу ОЭЗ для выхода на новые рынки в соседних странах или регионах, благодаря свободной торговле и соглашениям о сотрудничестве. К примеру, Шэньчжэнь в Китае стал не только центром технологий, но и важной базой для компаний, стремящихся выйти на международные рынки.

В качестве успешных примеров ОЭЗ в мировом масштабе можно рассмотреть как раз-таки Шэньчжэнь, а также ОЭЗ ОАЭ.

ОЭЗ в Объединённых Арабских Эмиратах

Успех особых экономических зон (ОЭЗ) в Объединённых Арабских Эмиратах во многом обусловлен не только их стратегическим расположением — на перекрестке торговых путей между Ближним Востоком, Азией и Африкой, — но и созданием привлекательных условий для бизнеса, включая развитую инфраструктуру, гибкую регуляторную среду и широкий спектр налоговых и таможенных льгот.

В отличие от России, где резидентам ОЭЗ предоставляются послабления лишь по четырем основным налогам (на прибыль, имущество, землю и транспорт), в свободных экономических зонах Дубая инвесторам доступны значительно более обширные привилегии:

1)  Освобождение от корпоративного налога — большинство компаний в зонах не платят налог на прибыль сроком до 50 лет, при этом возможна пролонгация данного режима.

2)  Нулевой налог на доходы физических лиц — владельцы бизнеса и сотрудники не облагаются подоходным налогом.

3)  Льготы по НДС — в ряде случаев компании либо полностью освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, либо получают право на его возврат.

4)  Свободная репатриация капитала — нет ограничений или налогов на перевод прибыли и инвестиций за границу.

5)  Таможенные послабления — импорт товаров для внутреннего использования в пределах зоны освобожден от уплаты пошлин.

Эти условия формируют в Эмиратах по-настоящему благоприятный климат для привлечения международного капитала, делая ОЭЗ страны одними из самых конкурентоспособных в мире.

В России компании не освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортируемое оборудование и сырье, но могут платить их не сразу, а пропорционально при отгрузке готовой продукции.

СЭЗ Шэньчжэнь в Китае

В 1979 году это был небольшой пограничный городок, который служил таможенной остановкой на пути из Гонконга в материковый Китай. А сегодня Шэньчжэнь признается в мире как самый технологичный город.

Что же способствовало такому стремительному росту и успеху этого места?

  1. Новые экономические реформы.

В начале 1980-х годов, после смены политического курса, Китай приступил к реализации масштабных экономических реформ, заложив основы новой модели открытой экономики, получившей название «экспериментальное поле». В рамках этой стратегии были внедрены значительные институциональные преобразования, направленные на стимулирование роста и интеграцию в мировую экономику.

Ключевыми элементами реформ стали активное развитие сотрудничества с крупными портами, формирование промышленных кластеров и агломераций, а также планомерное строительство современных городов, способных поддерживать новые экономические инициативы. Эти шаги позволили создать мощную инфраструктурную и логистическую базу для устойчивого промышленного и торгового роста.

В качестве первого теста реформы правительство назначило Шэньчжэнь новой специальной экономической зоной (СЭЗ), предоставив ему большую свободу в определении экономической политики и структурировании своего правительства. Это позволило местным властям привлечь иностранных инвесторов, развивать внутренние ресурсы и в конечном итоге построить город, который есть сегодня.

  1. Географическая близость к Гонконгу.

Накануне создания СЭЗ китайское правительство запустило новую экспериментальную политику, направленную на развитие производства в южных городах Китая. Шэньчжэнь получил возможность заключать соглашения с иностранными компаниями для получения оборудования, сырья и экспортных услуг в обмен на производство товаров.

Находясь близко к экспортерам и потребителям из Гонконга, город стал идеальным местом для фабрик. В 1981 году Шэньчжэнь получил основную долю прямых иностранных  инвестиций (ПИИ), захватив 50,6% всех инвестиций в Китае.

  1. Инновации в управлении СЭЗ.

Здесь можно выделить новую систему контрактного труда и заработной платы, новую систему тендеров, программу покупки жилья для работников, первую аукционную продажу прав на развитие городской земли, новое разделение коммерческих и государственных функций, первую фондовую биржу в Китае (1990), систему реформы цен, усиленную правовую систему и более демократическую культуру выборов управляющих фабриками.

Все это способствовало упрощению ведения бизнеса. Сегодня в Шеньчжень производится сборка 90% бытовых приборов в мире. Шэньчжэнь стал центром технологий, международной торговли и финансов.

Это место является «домом» для Шэньчжэньской фондовой биржи, одной из крупнейших фондовых бирж в мире по рыночной капитализации. Его номинальный ВВП превысил показатели соседних городов Гуанчжоу и Гонконга и теперь входит в число десяти крупнейших экономик мира.

Шэньчжэнь занимает 2-е место в мире по  количеству небоскребов, 5-е по количеству миллиардеров, 7-е  по количеству штаб-квартир компаний Fortune Global 500, 19-е место по объему научных исследований. Из малых предприятий в крупные  технологические корпорации здесь развились Huawei, Tencent и DJI.  Город иногда называют китайской Кремниевой долиной.

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.

Запросы (0)

Избранное Смотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть