Фото:
Идея свободной торговли уходит корнями в глубину веков, однако формирование свободных экономических зон (СЭЗ) как практического инструмента началось лишь в XIX веке — именно тогда ведущие мировые державы стали активно участвовать в глобальной экономике. О самых успешных подобных форматах в мире рассказывает Екатерина Евдокимова, соучредитель и управляющий партнер первой в России частной ОЭЗ «Ступино КВАДРАТ».
Существенный толчок к распространению СЭЗ дала Киотская конвенция 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», в которой такие зоны были официально определены как внешнеторговые территории, находящиеся вне юрисдикции национального таможенного пространства. Это юридическое признание стимулировало быстрый рост числа СЭЗ: если в 1986 году насчитывалось около 176 подобных зон, то сегодня их количество превышает 5000.
В развитых странах СЭЗ стали инструментом углубления внешнеэкономических связей, поддержки регионального развития, усиления торговли и стимулирования предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.
В свою очередь, государства с развивающейся экономикой использовали СЭЗ преимущественно как средство привлечения иностранных инвестиций и технологий, стремясь модернизировать промышленный сектор и компенсировать нехватку внутренних ресурсов.
Продолжением развития института ОЭЗ стало создание в 1999 году некоммерческой неправительственной организации при Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (организация UNIDO) — FEMOZA.
FEMOZA представляет интересы Свободных зон, Экспортно-перерабатывающих комплексов и Особых экономических зон по всему миру и является сегодня главным учреждением, которое стремится к наращиванию потенциала экономических зон, к укреплению глобального партнерства и обмену знаниями для содействия устойчивому развитию промышленных парков и их продвижению по всему миру. Сегодня можно с уверенностью сказать, что институт ОЭЗ показал свою эффективность.
Налог на прибыль для компаний в ОЭЗ составляет всего 2% в течение первых пяти лет, далее — 7% с шестого по десятый год, и 15,5% после десятилетнего срока. Для сравнения, на остальной территории России действует ставка в 25%.
Налог на имущество в ОЭЗ обнуляется на десять лет с момента постановки объекта на учет, тогда как вне зон его ставка может достигать 2,2%.
Земельный налог также отменяется на пять лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ. В других регионах он может достигать 1,5%.
Транспортный налог для резидентов ОЭЗ составляет 0% на протяжении пяти лет с даты регистрации транспортного средства, тогда как в остальных частях страны он может достигать 15%.
Многие Управляющие компании ОЭЗ «ведут» инвестора от начала создания проекта и до его реализации. Включая общение с региональной властью и налоговой службой. Каждый бизнес уникален и есть хорошая практика, когда при регистрации инвестор «прикрепляется» к одному налоговому инспектору, который на всём пути консультирует и помогает во всех налоговых вопросах.
Прежде всего, это позволяет ввозить оборудование и производственные линии без уплаты НДС и таможенных пошлин, что снижает стартовые затраты и облегчает запуск производств.
Также инвесторы имеют отсрочку по уплате таможенных пошлин и НДС на импортируемое сырье — здесь можно платить не сразу, а пропорционально при отгрузке готовой продукции. Что высвобождает оборотные средства и дает бизнесу больше ресурсов для масштабирования и технологического роста.
При строительстве объектов резиденты могут закупать импортные строительные материалы без уплаты пошлин и НДС, существенно сокращая затраты на возведение инфраструктуры.
Кроме того, наличие собственной зоны таможенного контроля даёт возможность избежать задержек на внешних постах, ускоряя процессы оформления и позволяя выстраивать гибкую и эффективную логистику, адаптированную под нужды конкретного предприятия.
Сейчас очень востребованы такие субсидии, как компенсация затрат на создание инженерной инфраструктуры и приобретение оборудования.
В качестве успешных примеров ОЭЗ в мировом масштабе можно рассмотреть как раз-таки Шэньчжэнь, а также ОЭЗ ОАЭ.
Успех особых экономических зон (ОЭЗ) в Объединённых Арабских Эмиратах во многом обусловлен не только их стратегическим расположением — на перекрестке торговых путей между Ближним Востоком, Азией и Африкой, — но и созданием привлекательных условий для бизнеса, включая развитую инфраструктуру, гибкую регуляторную среду и широкий спектр налоговых и таможенных льгот.
В отличие от России, где резидентам ОЭЗ предоставляются послабления лишь по четырем основным налогам (на прибыль, имущество, землю и транспорт), в свободных экономических зонах Дубая инвесторам доступны значительно более обширные привилегии:
1) Освобождение от корпоративного налога — большинство компаний в зонах не платят налог на прибыль сроком до 50 лет, при этом возможна пролонгация данного режима.
2) Нулевой налог на доходы физических лиц — владельцы бизнеса и сотрудники не облагаются подоходным налогом.
3) Льготы по НДС — в ряде случаев компании либо полностью освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, либо получают право на его возврат.
4) Свободная репатриация капитала — нет ограничений или налогов на перевод прибыли и инвестиций за границу.
5) Таможенные послабления — импорт товаров для внутреннего использования в пределах зоны освобожден от уплаты пошлин.
Эти условия формируют в Эмиратах по-настоящему благоприятный климат для привлечения международного капитала, делая ОЭЗ страны одними из самых конкурентоспособных в мире.
В России компании не освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортируемое оборудование и сырье, но могут платить их не сразу, а пропорционально при отгрузке готовой продукции.
В 1979 году это был небольшой пограничный городок, который служил таможенной остановкой на пути из Гонконга в материковый Китай. А сегодня Шэньчжэнь признается в мире как самый технологичный город.
Что же способствовало такому стремительному росту и успеху этого места?
В начале 1980-х годов, после смены политического курса, Китай приступил к реализации масштабных экономических реформ, заложив основы новой модели открытой экономики, получившей название «экспериментальное поле». В рамках этой стратегии были внедрены значительные институциональные преобразования, направленные на стимулирование роста и интеграцию в мировую экономику.
Ключевыми элементами реформ стали активное развитие сотрудничества с крупными портами, формирование промышленных кластеров и агломераций, а также планомерное строительство современных городов, способных поддерживать новые экономические инициативы. Эти шаги позволили создать мощную инфраструктурную и логистическую базу для устойчивого промышленного и торгового роста.
В качестве первого теста реформы правительство назначило Шэньчжэнь новой специальной экономической зоной (СЭЗ), предоставив ему большую свободу в определении экономической политики и структурировании своего правительства. Это позволило местным властям привлечь иностранных инвесторов, развивать внутренние ресурсы и в конечном итоге построить город, который есть сегодня.
Накануне создания СЭЗ китайское правительство запустило новую экспериментальную политику, направленную на развитие производства в южных городах Китая. Шэньчжэнь получил возможность заключать соглашения с иностранными компаниями для получения оборудования, сырья и экспортных услуг в обмен на производство товаров.
Находясь близко к экспортерам и потребителям из Гонконга, город стал идеальным местом для фабрик. В 1981 году Шэньчжэнь получил основную долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ), захватив 50,6% всех инвестиций в Китае.
Здесь можно выделить новую систему контрактного труда и заработной платы, новую систему тендеров, программу покупки жилья для работников, первую аукционную продажу прав на развитие городской земли, новое разделение коммерческих и государственных функций, первую фондовую биржу в Китае (1990), систему реформы цен, усиленную правовую систему и более демократическую культуру выборов управляющих фабриками.
Все это способствовало упрощению ведения бизнеса. Сегодня в Шеньчжень производится сборка 90% бытовых приборов в мире. Шэньчжэнь стал центром технологий, международной торговли и финансов.
Это место является «домом» для Шэньчжэньской фондовой биржи, одной из крупнейших фондовых бирж в мире по рыночной капитализации. Его номинальный ВВП превысил показатели соседних городов Гуанчжоу и Гонконга и теперь входит в число десяти крупнейших экономик мира.
Шэньчжэнь занимает 2-е место в мире по количеству небоскребов, 5-е по количеству миллиардеров, 7-е по количеству штаб-квартир компаний Fortune Global 500, 19-е место по объему научных исследований. Из малых предприятий в крупные технологические корпорации здесь развились Huawei, Tencent и DJI. Город иногда называют китайской Кремниевой долиной.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Выберите город поиска
Выбрать станцию метро