Разбираем подробности таможенного регулирования в процессе предпринимательского сотрудничества между Турцией и Россией с экспертом Александром Костровым, генеральным директором компании «Российско-Турецкое торговое партнерство» (РТТП).
По данным Bloomberg, за первое полугодие 2023 г., более 20 тыс. фирм экспортировали в Россию товаров на сумму около 7 млрд евро. Ранее Reuters оценивало объем поставок в 777 млн евро за 2022 г.
Реэкспорт – это движение товара от вашего европейского поставщика на таможенный склад в Турции и дальнейшая его реализация конечному покупателю в какой-либо третьей стране.
Первоначально для поставок по системе реэкспорта необходимо зарегистрировать вашу новую турецкую компанию на таможне. Это делается электронным способом, но для этого необходима доверенность, которую нужно оформить у турецкого нотариуса. Печать, остальные документы предоставляются в электронном виде.
Таможенные процедуры во всех странах практически одинаковые. Например, у вас поставщик из Бельгии. Вы оплатили товар, и ваш поставщик отгрузил на вашу турецкую компанию одну фуру товара, которая автотранспортом едет до Стамбула. В этот момент вы уже должны предупредить своего турецкого брокера о том, что в сторону Турции едет машина с товаром. Указать вес товара, нетто, брутто, сколько в машине паллетомест. На следующий день после регистрации вашей компании на таможне, машина с товаром может быть разгружена на транзитном таможенном складе.
На следующий день после того, как машина разгружается на складе, ваш таможенный брокер с работником таможенной службы идут на осмотр товара. Проверяют соответствует ли он заявленному в документации количеству, заявленной стоимости и, если для этого товара не нужна дополнительная экспертиза, осмотр производится за один день. Затем таможенной службой выносится решение, что данный товар может быть выпущен в сторону третьей страны для конечной его реализации. Обычно товар лежит на таможенном складе от 1 недели до 2 месяцев.
Что характерно для процедуры реэкспорта – это смена документов. В момент захода европейского товара на таможню предоставляются контракты, инвойсы, упаковочные листы от европейского поставщика. В момент выхода товара данные документы переделываются от турецкой компании на имя конечного покупателя в какой-то третьей стране, например, в России или стране ЕАЭС. Таким образом в Россию, приходят документы не от европейского поставщика, а именно от турецкого. Эта процедура важна и нужна для российских покупателей, потому что товар в РФ заходит как будто от турецкой компании. При реэкспорте турецкие компании не платят НДС, поэтому цена на товар остается максимально привлекательной для конечных потребителей.
Стоит учитывать тот факт, что Турция входит в таможенный союз с ЕС. Это означает, что при завозе товара на территорию Турции из Европы, не требуется никаких дополнительных сертификаций и разрешений. Если товар разрешен к эксплуатации на территории Европы, то автоматически данный товар подлежит использованию на территории Турции без всяких дополнительных разрешений, сертификатов и т.д. Также отсутствуют таможенные сборы и пошлины.
Участие Турции в Таможенном союзе накладывает и определенные обязательства: страна должна выполнять требования Евросоюза в отношении торговых стандартов, и в настоящий момент есть определенные сложности с выпуском подсанкционных товаров. Пока вопросы положительно решаются на местах с помощью турецких таможенных брокеров, но есть предположение, что следующим шагом властей Турции станет полный запрет на законодательном уровне реэкспорта товаров из западных санкционных пакетов в Россию. Анкаре не нужна конфронтация с Евросоюзом, который покупает половину турецкого экспорта.
По данным Bloomberg, 10 ноября 2023 г., Еврокомиссия объявила о том, что ОАЭ согласились ограничить в Россию реэкспорт санкционных товаров. Такой же шаг, согласно данным Еврокомиссии, рассматривает и Турция. Одна из основных целей торговых санкций – сделать импорт как можно более дорогостоящим для России.
В настоящее время, Евросоюзом согласовывается 12 пакет санкций. Данный пакет может положить конец реэкспорту санкционных товаров через третьи страны в Россию.
Уже сейчас Европейская Комиссия использует следующий пошаговый алгоритм при работе с Турцией, Арабскими Эмиратами и странами ЕАЭС:
Схема поставки действующая, но самая затратная, так как предполагается полное растаможивание товаров в Турции, с оплатой там всех налогов. Это отражается на стоимости товаров для конечного потребителя (плюс 15-25% от стоимости поставки).
Есть риск, что рано или поздно все поставки подсанкционных товаров в РФ будут уравнены с поставками в Иран, и их придется растаможивать, уплачивая платежи и пошлины.
Уплата таможенных налогов будет пополнять бюджет Турции. Кроме того, турецкие бизнесмены, на самом деле, не так уж сильно заинтересованы в построении обходных путей поставок для зарубежных товаров в Россию — страну больше интересует возможность увеличить поставки собственных товаров на российский рынок. В Турции достаточно развитая промышленность, и ей есть, что предложить России.
Поэтому российским бизнесменам, которые заинтересованы в установлении деловых связей с Турцией, следует внимательно изучить сайты турецких промышленных ассоциаций – их можно найти по каждому сектору на сайте Турецкой Федерации Машиностроения (MAKFED). А затем лично приехать на выбранные турецкие предприятия для обсуждения условий сотрудничества.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Выберите город поиска
Выбрать станцию метро