Фото предоставлено автором
Подмосковье — один из центров складской логистики. Здесь находятся распределительные центры крупных сетей по 30 тыс. м2, хабы для доставки по всем регионам. Неудивительно, что первые роботизированные склады появляются именно здесь.
Об условиях создания автономной складской системы и вызовах в санкции, рассказывает Анна Нигмати, представитель Connectum.
Не так давно автономные складские системы и тем более роботы (AGV) были чем-то далёким, что есть на японских островках и заводах типа Toyota.
Сегодня ситуация изменилась: запрос на рост чётко прогнозируемую логистику, рост оборотов вместе с кадровым голодом сделали AGV не экзотикой, а экономически оправданным инструментом.
Принцип работы
AGV (Automated Guided Vehicles) — это автономные транспортные роботы для склада, которые перемещаются по заранее заданным маршрутам или динамически прокладывают их с помощью сенсоров и бортового ПО.
Для ориентации в пространстве используют:
Робот получает задания от управляющей системы (Fleet Manager) или напрямую от WMS, передвигается по складу, избегая препятствий, и автоматически доставляет груз в нужную зону.
Современные AGV выходят далеко за рамки простого перемещения паллет:
При этом весь процесс мониторится через диспетчерский софт, который видит статус каждого робота, уровень заряда батареи, текущую задачу и маршрут.
Главная причина, почему AGV уже не футуризм, а насущная необходимость — это экономическая эффективность и стабильность процессов, которых невозможно достичь в прежней «ручной» модели склада.
Ключевые выгоды:
Второй важный компонент автономного склада — WCS (Warehouse Control System). Система управляет оперативной работой склада, особенно в части управления транспортной техникой и конвейерами, сортерами, AGV-роботами, системами хранения (шаттлами и каруселями).
Это «среднее звено» между WMS (Warehouse Management System — системой управления складом на уровне бизнес-процессов и учёта) и оборудованием склада (контроллерами, роботами, сканерами).
Если WMS отвечает за стратегию: где хранить товар, по каким правилам его размещать, когда формировать задания на отгрузку, то WCS отвечает за тактику и механику перемещений на складе в реальном времени, то есть:
Через API системы получают данные о перемещениях с платформы позиционирования и на их основе автоматически формируют задачи для погрузчиков и роботов.
Для устойчивой работы современных складов с AGV, системами позиционирования и WMS и WMC требуется правильно спроектированная ИТ-инфраструктура, которая обеспечивает:
Рассмотрим, как это реализуется на практике.
Точки доступа стандарта 802.11ax (Wi-Fi 6) — работает с высокой плотностью клиентов и устойчивый в сложных радиочастотных условиях (металлические стеллажи, движущаяся техника).
Сеть используется для подключения:
Покрытие:
Для обеспечения точного позиционирования мобильных объектов на складе применяются базовые станции и специальные маяки, которые формируют сеть для измерения расстояний до активных тегов с погрешностью не более 10–15 см.
Система подключена по выделенной проводной инфраструктуре напрямую к серверному оборудованию, что позволяет минимизировать задержки и гарантировать актуальность данных для навигации и диспетчеризации.
Развернуты два сервера, объединённых в кластер для обеспечения отказоустойчивости.
Их задачи:
Хранение и обработка:
Система мониторинга и алертинга: используется диспетчерское программное обеспечение для визуализации процессов на складе в режиме реального времени.
В интерфейсе отображаются:
Алерты и реакции на инциденты:
Особенности объекта:
Площадь более 30 тыс. м²
Единовременное хранение 35 тыс. наименований продукции
Конвейерна линия доставки 2 км
Свыше 72 направлений доставки грузов
Чтобы избежать типичных для отрасли ограничений, при проектировании склада закладывается максимум автоматизированных и роботизированных операций. Вот некоторые из них:
Такая комплексная автоматизация предполагает поэтапное внедрение.
Этапы внедрения:
Для поддержки позиционирования и работы систем нужна отказоустойчивая беспроводная инфраструктура:
В основе новой цифровой среды склада — UWB-позиционирование для высокоточного отслеживания тега на погрузчиках и контейнерах, с точностью до 10-15 см, что критично для оптимизации маршрутов и предотвращения столкновений в узких проходах.
Это позволит создать полную картину передвижения техники и грузов в реальном времени, а также автоматически фиксировать простои и отклонения от маршрутов.
Склад интегрирован с системой контроля доступа (СКУД) для разграничения зон: сотрудники и подрядчики допускаются только в предписанные маршруты. Камеры и охранные датчики объединены с платформой мониторинга для автоматической фиксации инцидентов (оставленный груз, нештатная остановка, выход за границы периметра).
Запуск AGV требует проектирования маршрутов:
Особенно важно это для участков с людьми и погрузчиками, где необходимо продумать сценарии остановки или замедления AGV при пересечении с человеком.
Необходима связка:
Сейчас значительная часть привычных решений оказалась недоступна:
Это стало вызовом и возможностью для российских поставщиков, которые уже сейчас могут предложить весь набор необходимых систем:
Роботизированные технологии позволят достичь плановый ROI:
Проект планируется окупить менее чем за 2,5 года, а полный экономический эффект за 5 лет эксплуатации оценивается в 160–180 млн рублей за счет роста throughput и сокращения прямых издержек.
При грамотном подходе подобный проект можно запустить уже за 4–6 месяцев.
Для этого требуется не только техническая и инфраструктурная подготовка, но и готовность заказчика к переменам вместе с опорой на опытную команду интегратора, который сможет соединить все технологии в единую систему:
Автоматизация — не премиум опция, а шаг к устойчивости. Кроме роста эффективности, бизнес получает возможность прогнозируемо получать стабильные результаты.
При этом не стоит видеть в автоматизации и роботизации угрозу рабочим местам. Новые процессы — скорее перераспределение нагрузки по запросу бизнеса. Только на подмосковном проекте будет создано 2 тысячи новых рабочих мест, где люди будут дополнять системы автоматизации.
Несмотря на санкции, высокотехнологичные склады можно запускать уже сегодня, российские провайдеры ПО и оборудования шагнули далеко вперёд.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Выберите город поиска
Выбрать станцию метро