Задача большинства собственников – найти клиента на долгосрочную аренду, так как ежегодно менять арендаторов или условия договора невыгодно. Стабильность важна и для инвестиционных целей: потенциальный инвестор будет заинтересован в объектах с долгосрочными арендаторами. Однако ряд собственников предпочитает краткосрочные соглашения. В чем состоят особенности долгосрочного и краткосрочного договора? Что важно помнить при их составлении? И какие преимущества дает компаниям длительный договор?
В первую очередь, необходимо обратить внимание на срок расторжения договора. Средний период, который устраивает обе стороны – это шесть месяцев: за это время новому собственнику нужно найти нового клиента, а арендатору – выбрать новый объект и переехать.
Другой важный пункт – это индексация. В долгосрочном договоре она может прописываться по-разному: в виде увеличенной ставки, возможной индексации или обязательной индексации в процентах. Арендаторам нужно узнать условия ежегодного повышения ставки заранее, чтобы избежать недопонимания с собственником в дальнейшем.
Также важно помнить, что долгосрочный договор необходимо оформлять в регистрационной палате – для этого необходим кадастровый план объекта. Каждое дополнительное соглашение (например, о сокращении или увеличении площади) необходимо регистрировать дополнительно.
В краткосрочном договоре ключевыми пунктами становится индексация – как правило, в них встречается строка о праве собственника один раз в календарный год повысить арендную плату до 10%, – условия внесения арендной платы и расторжения договора, а также ответственность за помещение.
Каждый клиент хочет, чтобы вся ответственность за объект лежала на собственнике. Однако закон встает на сторону арендодателя, потому что объект – это его актив. Как правило, собственник не только страхует объект: он также требует от клиента, чтобы он застраховал свою продукцию и ответственность третьих лиц.
Гибкость договора аренды зависит от того, в какой стадии сейчас находится рынок. Если вакансия и количество опций небольшое, а активность клиентов высокая, рынок принадлежит арендодателю: он самостоятельно выбирает клиента и диктует ему свои правила. Эта ситуация наблюдается и сейчас: рынок принадлежит собственнику уже третий год.
После ввода большого количества площадей складские комплексы начинают конкурировать между собой и пытаются переманить клиента. В такие периоды главным на рынке становится арендатор, а собственники соглашаются на уступки и могут корректировать условия договора.
Долгосрочный договор может давать компаниям различные льготы. К примеру, собственник может снизить ставку в начале срока и прописать в договоре ее увеличение через несколько лет. Помимо этого, долгосрочные арендаторы могут попросить арендные каникулы или продлить их с учетом возмещения через 3, 4 или 5 лет.
Также из-за ежегодной индексации ставки могут подняться гораздо выше уровня рыночных. Поэтому собственники могут договориться с арендаторами о временном приостановлении индексации после нескольких лет аренды.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 448-68-89.
Выберите город поиска
Выбрать станцию метро